История храма

cropped-2016-02-01-11-42-40-Церковь-во-имя-Святителя-Николая-Чудотворца-–-Городской-портал-tomsk.ru-–-Yandex1.png

История строительства

После присоединения к России Сибирь стала местом ссылки, как уголовной, так и политической. Появившихся среди сибиряков «сумасбродных» ссыльных помещали в монастыри. В середине XVIII столетия сибирский губернатор Чичерин доносил в Сенат, что монастыри не в состоянии вместить растущее количество умалишенных. В свою очередь Сенат 1 июля 1768 года постановил: «Требовать, чтобы Синод благоволил разрешить в Сибирской губернии помещать помешанных, не имеющих своего пропитания, в монастыри, где нет полного штата монахов. Ибо Сенат к преподанию таким несчастным страдающим людям помощи ближе сего способа не усматривает».

Однако психиатрическая помощь стала необходима не только ссыльным, но и местным жителям Томска, страдавшим от пьянства.

По свидетельству лейб-медика И. Ф. Рюля, в 1839 году в Томской губернии было зарегистрировано 319 больных «бешенством, помешательством, полоумных от рождения или вследствие расстройства умственных сил, страдающих падучей или совокупно с оной». Из них психически больными были 81 человек, врожденно слабоумных – 95, больных эпилепсией 143. Таким образом, болезненность составляла 0,96 на 1000 человек населения. Ввиду полного отсутствия каких-либо психиатрических учреждений, эти больные были предоставлены самим себе.

В 1852 году в Сибири стали строить при городских больницах дома для умалишенных, но содержание в них психически больных не отвечало самым элементарным санитарно-гигиеническим требованиям: в тесных и душных помещениях больные были закованы в цепи, содержались в клетках, привязывались веревками к кроватям. Первый сибирский психиатр В.А.Брянцев, описывая дом для умалишенных в Красноярске, горестно восклицал: «Любой больной, прикованный на цепь где-нибудь в деревне, в клетке, должен, пожалуй, считать себя счастливым, что не попал в руки современных люциферов – блюстителей Красноярского дома для душевнобольных».

Решение о строительстве в городе Томске окружной лечебницы определялось не только лечебными целями, но и необходимостью обеспечить изоляцию и содержание больных, находящихся под судом и следствием. В Сибири, как месте ссылки, сосредоточились наиболее опасные уголовные преступники, у части которых долгие годы тюремного заключения и этапов наложили отпечаток на духовную жизнь. Из таких элементов группировался состав криминальных больных.

Закладка долгожданной лечебницы, расположенной в семи верстах от города в Сосновом бору Кузовлевской дачи произошла 23 июня 1903 года в час дня в присутствии управляющего губернией В.И.Владыкина, православного духовенства и представителей разных ведомств.

В составе комплекса зданий крупнейшей в России Томской окружной психиатрической лечебницы, сооруженной по проекту архитекторов Я.В.Кривцова (строителя Виленской, Вииницкой, Московской окружных лечебниц), была устроена и освященная 21 декабря 1908 года Преосвященным Макарием (Невским) домовая церковь во имя Свт. Николая Чудотворца.

2016-02-07 13-49-27 Храм свт. Николая в ТОПБ Социальное служение Томского благочиния – Yandex

 

Духовенство

Первым священником церкви был назначен бывший настоятель церкви Томского губернского тюремного замка, выпускник Томской Духовной Семинарии, протоиерей Иоанн Островзоров, служивший в церкви до самой кончины в 1915 году.

Вторым настоятелем церкви стал священник Владимир Михайлович Григорьев, до этого состоявший в 1915-1916 годах дьяконом при походном храме ставки Верховного Главнокомандующего Русской Армией Императора Николая II в городе Могилеве и служивший вместе с протопресвитером Армии и Флота отцом Георгием Шавельским. У протопресвитера Георгия и диакона Владимира в походном храме причащался Государь Император и генералитет Русской Армии.

2016-02-01 21-49-06 † Православие в Томске Томские храмы – Yandex

Закрытие церкви

В 1920 году в ответ на постановление Томского Уревкома № 102 от 20 апреля о повсеместном закрытии всех домовых церквей, собравшаяся 25 апреля конференция врачей Томской окружной психиатрической лечебницы обратилась в Уревком с ходатайством о сохранении своей больничной церкви: «Посещение церкви душевно-больными желательно и, в значительной степени, необходимо на том основании, что религиозное чувство, как одна из эмоций, свойственных психике человека, поддерживается у душевно-больных именно церковной службой и молитвой в храме; лишение этого средства воздействия на больную психику поведет лишь к большему ее отупению и распаду. В этом случае церковь и молитва в ней являются лечебным, психотерапевтическим приемом по отношению к душевно-больным. Потребность в церковной молитве служит показателем того, что психика у душевно-больного еще не угасла, и было бы тяжело лишать лечебницу этого средства поддержать известный тонус, напряжение распадающейся психики у тех больных, которые находятся на попечении лечебницы. Кроме того, отказ в посещении храма лишает больных удовлетворения тех нужд, которых иным путем удовлетворить невозможно: в серой, безрадостной, казарменной жизни обитателей больничных палат посещение церкви составляет событие, которого ждут, которого домогаются… Кроме того, служащие лечебницы, работающие в той же кошмарной среде, какую составляют в общей своей массе душевно-больные, нуждаются в церкви, как средстве религиозного удовлетворения, потребность в котором у них, может быть, в силу условий их службы, выше, чем у людей, работающих в иных условиях.

Часть служащих сорганизовалась в приходскую общину, и таким образом, желание администрации лечебницы и прихожан церкви сводится к тому, чтобы Ревком, приняв во внимание всю совокупность местных условий, признал церковь Томской Окружной Лечебницы приходской, т.е. не подлежащей закрытию и запрету».

Доводы одиннадцати ведущих докторов были настолько вескими и убедительными, что революционными властями для пациентов и медперсонала психиатрической лечебницы было сделано исключение, и домовая церковь при ней была сохранена.

И даже после того, как в ноябре 1920 года вопреки положительному решению Уревкома о судьбе домовой церкви, она все-таки была закрыта, верующим психиатрической больницы было разрешено несколько лет молиться в деревянной часовне, построенной в 1908 году по проекту инженера А.И.Лангера на территории лечебницы и даже вернуть назад отнятое при закрытии церковное имущество.

В помещении бывшей больничной церкви по инициативе коммунистической ячейки, в которую из 1076 человек персонала вступило лишь 25 канцелярских и младших медицинских работников, разместился клуб. В 1929 году здание закрытой церкви пострадало от сильного пожара, случившегося 13-14 февраля, из-за которого были уничтожены верхняя шатровая часть храма и архитектурное убранство его интерьера, с тех пор так и не восстановленное.

Утрата шатрового завершения церкви в значительной мере снизила образное восприятие комплекса лечебницы: исчез зрительный ориентир ее центрального входа.

С закрытием церкви оказалась утраченной и идейная сторона концепции Томской психолечебницы, построенная на взаимодействии духовных сил Церкви и лечебных средств медицины в деле оказания помощи людям, страждущим расстройством драгоценного дара Божия – разума.

 

 Известные богомольцы

В 1910 году 1 сентября в Никольском храме (за год до убийства) побывал премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин, приезжавший в Томск для разбирательства дела о злоупотреблениях, допущенных при строительстве Томской окружной психиатрической лечебницы.

В 1934 году некоторое время содержался в Томской психиатрической лечебнице, направленный сюда из алтайских лагерей «дядя Коля» — Епископ Варнава (Беляев). Не раз, проходя ночами по коридорам мимо закрытой Никольской церкви, он молитвенно обращался к Святителю Николаю, своему небесному покровителю. В Томске в период с 1936 по 1948 годы им были написаны автобиографические «Дневники» и два духовных романа «Тайна блудницы» и «Невеста».

В 1950-х годах здесь принудительно содержался другой подвижник благочестия, известный прозорливый старец Афанасий, личность которого освещена в книге «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич (Сайко)», изданной в 1995 году Троице-Сергиевой Лаврой и открывшей серию книг «Подвижники ХХ столетия».

 

Восстановление домовой церкви

hram_1

 

В 1998 году руководство Томской психиатрической больницы впервые пригласило священника освятить здание нового 13-го отделения. Тогда же медперсонал выразил желание вновь открыть при больнице домовую церковь.

В 2003 году в кабинете на первом этаже главного корпуса была оборудована домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, где каждое воскресенье на Литургию собирается много молящихся из числа пациентов психиатрической больницы, медперсонала и местных жителей. Позже Церкви были передано основное помещении храма.

 

 

Количество просмотров (39)